Кто такой «Адекватный специалист по развитию людей» (АСР)
Под «специалистом по развитию людей» мы имеем в виду: психологов, коучей, тренеров коммуникативных навыков и тех руководителей, которые видят своей задачей обучать и развивать сотрудников.
Независимо от того, какие подходы специалист или руководитель применяет в своей работе, мы выделяем три типа трудностей, которые они испытывают. Это трудности с НАСТРОЕМ, с ДИАГНОСТИКОЙ и с ТОЧНОСТЬЮ ДЕЙСТВИЙ.

Первый тип — трудности с настроем
Бывает, у специалиста раз за разом не получается решить проблему клиента, а у руководителя — сдвинуть сотрудника к нужным изменениям. И тут обычно два варианта.

Если он ориентирован на процесс, то для него это не проблема. Он мыслит в стиле: «Ну ничего, значит человек ещё не дозрел. Мне нравится с ним заниматься, а когда придёт время, всё случится само. Даже если это будет через 10 лет». С таким настроем можно общаться бесконечно и списывать отсутствие результата на объективные факторы.

А если специалист или руководитель ориентирован на результат, то он, как правило, расстраивается от отсутствия результата. Он раздражается на невежество клиента или тупость сотрудника. Он переживает о нехватке времени, устаёт от борьбы с сопротивлением или просто начинает сомневаться в себе. С таким настроем наша влиятельность падает, а отношения ухудшаются. Мы, может, и добиваемся результата, но какой ценой? Это прямой путь в выгорание.
В общем, как мы понимаем, и то и другое — проблема. Либо удовольствие без результатов, либо результаты без удовольствия.

В таком случае у специалиста небольшой приток новых клиентов по рекомендациям, а руководителю приходится многое делать самому и его карьера двигается не так быстро, как могла бы.

Адекватный специалист по развитию людей умеет себя НАСТРАИВАТЬ. Он так регулирует своё состояние и выбирает такое намерение, которые просто не дают ему сталкиваться с этими трудностями. Он работает на результат, но при этом не расстраивается и не злится, когда у него что-то не получается, а просто с интересом ищет новые способы. Он получает удовольствие от своей работы, а если и устаёт, то эта усталость приятная. С такими людьми охотнее сотрудничают и их чаще рекомендуют.

В разделе «НАСТРОЙ» специалист обучается и сертифицируется по двум умениям:
— САМОРЕГУЛЯЦИЯ
— НАМЕРЕНИЕ

Второй тип трудностей — диагностика
Даже если специалист или руководитель настроен на результат, не пасует перед проблемами и обладает высокой устойчивостью к стрессу, у него всё равно может раз за разом не получаться. И тут тоже два варианта.

Бывает, он просто смотрит на клиента или сотрудника и не понимает, что с тем происходит. И тогда он либо делает то, что привык, и это не работает. Либо он наугад перебирает варианты и получает сопротивление оттого, что раз за разом нажимает не туда.

Или второй вариант — он уверен, что знает, что происходит с клиентом или сотрудником. Но на самом деле происходит не это. И тогда он попадает в борьбу с человеком, доказывая ему, что тот просто не осознаёт истины, доступной специалисту.

В обоих случаях проблема в том, что он делает не то, поскольку неверно уловил суть происходящего.

Адекватный специалист по развитию людей знает, что от точности ДИАГНОСТИКИ зависит эффективность его действий. Да, он не всегда сходу понимает, что происходит. Но у него есть чёткая методика, как в этом быстро разобраться. Он не проваливается в тоскливое «я ничего не понимаю», но и не начинает самоуверенно доказывать, что он прав. Каждое его действие приносит либо прогресс, либо больше ясности, чтобы прогресс появился на следующем шаге.

В разделе «ДИАГНОСТИКА» специалист обучается и сертифицируется по двум умениям:
— НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
— ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ

Третий тип трудностей — точность действия
Даже если специалист или руководитель понял, что происходит, он всё равно может получить не тот результат. Ведь точная диагностика не обязательно означает, что мы делаем верный выбор. Например, воодушевить человека или научить его воодушевлять себя самостоятельно — это совсем разная работа. В один момент времени придётся выбирать.

Но даже если мы сделали верный выбор, это не обязательно означает, что у нас получится сделать то, что мы собрались. Бывает так, что специалист объясняет то, что клиенту стоит понимать, но звучит это как нравоучение, и клиент пропускает всё мимо ушей…
Или руководитель хочет подбодрить сотрудника, рассказывая историю из своей жизни, а звучит это так, как будто он хвастается. И нужного эффекта не происходит. Или коуч задаёт хороший вопрос, но в его голосе звучат нотки вызова и эффект от вопроса обратный — человек не задумался, а начал спорить.

Адекватный специалист по развитию людей заботится о ТОЧНОСТИ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ. Он умеет принимать сознательные, а не машинальные решения и может владеть собой так, чтобы не быть рабом своего характера. У него получается делать именно то, что он собрался, а не что-то, что само получилось. Тогда он результативен и не расходует на это лишней энергии.

В разделе «ТОЧНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ» специалист обучается и сертифицируется по двум умениям:
— ВЫБОР
— ИСПОЛНЕНИЕ

Каждый, кто занимается обучением, развитием или терапией других людей, в любом случае применяет эти умения независимо от того, какой подход он использует. Каждому из них нужно уметь:
— быть в работоспособном состоянии, что бы ни происходило
— быстро улавливать суть происходящего
— владеть собой, чтобы действовать эффективно
Вопрос только в том, насколько развиты эти способности у конкретного человека.

Программа обучения и сертификации «Адекватный специалист по развитию людей» (АСР) позволяет проверить у себя уровень развития этих способностей и подтянуть те, которых не достаёт.