А чтобы понять запрос, нужно сначала услышать, что именно человек спрашивает. А это уже для многих непростая задачка. Опыт показывает, что если в группе 10 человек, и каждого попросить написать, как он услышал вопрос, то мы получим от 4х до 8 разных версий в зависимости от уровня подготовки людей. По сути, услышать вопрос — самостоятельный навык, который приходится тренировать, чтобы эффективно помогать людям.
Но услышать вопрос — половина дела. Вторая половина — понять, чего человек на самом деле хочет, задавая этот вопрос. А он зачастую сам плохо это понимает. Бывает, человек описывает неприятную рабочую или личную ситуацию и спрашивает: «Почему такая фигня происходит?» И если начать отвечать на его «почему», то можно заметить, что он теряет интерес к ответу или даже сопротивляется ему.
Как так? Он же сам только что спрашивал… Время и силы уходят, а прогресса нет.
Так происходит, когда тренер не понял, ЧТО СТОИТ ЗА ВОПРОСОМ — не смог «прочитать между строк». А за вопросом может стоять много чего. Например, желание человека убедиться, что с ним всё хорошо и получить поддержку. Или попытка понять, как ему действовать в таких ситуациях, чтобы они не повторялись. А разбор причин ему не интересен несмотря на то, что он сам спрашивает «почему?». Просто формулирует, как умеет… То есть его истинный запрос отличается от его вопроса.
Те, кто работают с людьми, обычно понимают, о чём речь, потому что сталкиваются с этим каждый день.
По сути, понимание истинного запроса человека и есть первая диагностическая задачка. Пока она не решена, прогресса не будет, потому что мы делаем не то. А когда удаётся понять запрос, то каждое следующее действие приводит к позитивным изменениям. Если вы попали в точку, человек вдруг становится очень заинтересован в том, что вы ему говорите и охотно делает то, что вы ему предлагаете. Он продвигается в решении своей задачи и благодарен вам за помощь в развитии.
И конечно, этот диагностический навык, нужен не только тренеру. Те же самые задачки решает и психолог, и коуч, и руководитель, который занят развитием своих сотрудников. Каждому нужно понимать, что стоит за словами собеседника. Каждому нужно распознавать истинный запрос человека, который часто скрыт даже от него самого.
А диагностические навыки — далеко не всё, что нужно в успешной работе по развитию людей. Их там целый набор. И поскольку сессии ориентированы на результат, мы развиваем в себе всё, что для этого нужно.